Інформація
Пам'ятка бійцю

Меню

Пошук

Вітаю Вас, Гость · RSS 21.09.2020, 02:15

Головна» Публікації » Детские страхи. Почему ребенок боится?

Детские страхи. Почему ребенок боится?

Опыт – хороший учитель, но он предъявляет

к оплате слишком большие счета.

Мина Антрим

Мой ребенок боится. Почему возник этот страх? Что с этим делать? Как могут родители помочь ребенку справиться со страхами? Пожалуй, наиболее часто задаваемые вопросы со стороны родителей к детскому психологу. Естественно, что родители взволнованы, когда всегда активный ребенок перестает интересоваться играми, становится вялым и капризным, отказывается идти на прогулку и т.д. Родители пытаются понять, что происходит и помочь ему известными для них методами. Кто-то пробовал народные способы борьбы со страхами у детей (заговоры бабушек и т.д), кто-то пытался помочь ребенку посредством компьютерных игр с виртуальными монстрами, дабы побороть страх. Но, к сожалению,  результат не всегда утешительный. Посмотрев пару-тройку страшных мультиков или поиграв в подобную компьютерную игру, ребенок становится гипервозбудимым и неуправляемым. Поэтому, прежде чем экспериментировать с детьми предлагаю поближе познакомиться с детскими страхами.

Страх – закономерный этап в развитии ребенка. Это первое, что испытывает человек при рождении. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определёнными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока.

Страх - естественная реакция, заложенная природой для того, чтобы уберечь ребенка. Представьте себе абсолютно бесстрашного ребенка, который не боится ни машин, ни высоты, ни собак, ни темноты. Он просто не выживет. 

Эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Страх всегда подразумевает  субъективную оценку ситуации. Понимание опасности, её осознание, формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для ребёнка раздражители постепенно приобретают угрожающий характер, пугают его. Появляется травмирующий опыт (испуг, боль, болезнь, конфликты и т.д).

У ребенка может возникнуть страх, если в действительности произошло событие, которое его напугало, например:

  • залаяла собака, кто-то испугал в темноте, ребенок застрял в лифте, малыша укусила пчела, внезапно громко загремели залпы праздничного салюта и т.д.;
  • страшные мультики, фильмы, игрушки тоже могут стать причиной появления вовсе не шуточных страхов. Некоторым детям достаточно нескольких кадров страшного фильма или звуков страшной музыки, чтобы тревога поселилась в их душе;
  • семейные конфликты (ссоры, драки) также могут провоцировать страхи у детей;
  • противоречивое воспитание (когда родители говорят то одно, то другое, или один – одно, а другой – другое). Или, если родители сначала ругают, а потом жалеют и хвалят. В результате ребенок не чувствует уверенности ни в чем, поэтому у него могут появиться проявления страха. 

Разобраться в скрытых причинах до конца под силу только специалисту в этой области. Родителям же важнее учитывать факторы, способствующие появлению страхов:

  • чрезмерная опека;
  • разговоры взрослых о болезнях и несчастьях;
  • чрезмерная напряженность и непонимание в семье;
  • неуверенность родителей в своих действиях;
  • отсутствие общения со сверстниками.

Существуют возрастные периоды особенно яркого проявления определенных страхов у детей. Важно их знать,  для того, чтобы не пропустить тревожный звоночек.

Наиболее распространенные страхи в зависимости от возраста:

7 месяцев – отчетливое беспокойство в отсутствии мамы.

8 месяцев – боязнь незнакомых людей. Ребенок стал отчеливо различать близких и «чужих» – это важный этап в становлении эмоциональной жизни, а также проявление инстинкта самосохранения.

На этом этапе очень важно по возможности при контакте с «чужими», держать ребенка на руках, избегать шумных компаний, сводить травмирующие ситуации к минимуму.

2 года – боязнь темноты и ночные страхи.

3 года – ребенок может бояться животных.

После 3 лет многие дети боятся темноты. Появление этого страха совпадает по времени  с развитием сферы воображения у детей. У многих взрослых, кстати, также отмечается усиление игры воображения в темноте. Дети, не отделяя вымысел от реальности, иногда начинают бояться персонажей из сказок, особенно Змея Горыныча, Бабы Яги, Кощея Бессмертного.

4 года – боязнь насекомых, воды, высоты, сказочных героев и пр. Могут проявиться ночные страхи (ребенок подсознательно воссоздает картинки, которые в далеком прошлом были действительно опасны).

Можно на некоторое время взять ребенка к себе в постель, рассказать нестрашную сказку «по теме страха» еще лучше, если она окажется смешной. Нельзя запугивать ребенка чужими дядями и тетями, сказочными персонажами которые его заберут, обязательно выслушайте ребенка. Не говорите ребенку, что объект страха совсем не страшный, что бояться стыдно или смешно, он просто перестанет рассказывать вам о своих переживаниях.

5-6 лет – дети могут бояться смерти. У них интенсивно развивается абстрактное мышление, чувство дома, жизненные «ценности» - дети уже не боятся Бармалея или Кощея. Теперь вы можете честно рассказать ему о смерти, о душе (конечно, в сказочной форме, например, о капельке, которая переходит в разное состояние). Важно, чтобы ребенок понял, что смерть – это превращение.

6-7 лет – социальный страх: «быть не тем», о ком хорошо говорят, кого ценят. Такие дети часто спрашивают: «А можно так? А так я правильно сделал? А как надо?». Такие страхи ведут к неврозам и салинофобии – боязни школы. Также дети могут бояться пожара, животных, несчастий с близкими, катастроф.

Для того чтобы минимизировать этот страх, вам необходимо:

  • Понять, что ребенок не виноват, что у него появился страх.
  • Поддерживать своего ребенка. Постоянно говорите ребенку о том, что вы его любите, что он, как и любой человек, имеет право на ошибку.
  • Необходимо устранить причины общей тревожности ребенка. Не слишком ли вы требовательны к нему?
  • Сделать все, чтобы повысить самооценку ребенка, усилить чувство безопасности.
  • Расскажите ребенку о том, как вы чего-то боялись и смогли это преодолеть.
  • Отвлекайте ребенка от страшных мыслей.
  • Играйте, рисуйте, лепите, пойте – это элементы арт-терапии, помогающей справится со страхами.
  • Обратитесь за консультацией к психологу.

Эти  детские страхи обычно являются возрастными, но они могут способствовать  появлению агрессивности, нервозности, расстройства сна, речи, общения.

Очень распространены внушенные страхи, источником которых являются окружающие ребёнка взрослые (родители, бабушки, воспитатели, учителя и т.п.). Взрослые, сами не осознавая этого, «заражают» ребёнка страхами, настойчиво, эмоционально указывают на наличие опасности, например: «Не ходи - упадёшь», «Не бери - обожжешься»,  «Не гладь - укусит» и т.п. Ребёнок реально воспринимает только вторую часть подобных фраз. Маленькому ребёнку ещё не понятно, чем всё это грозит, но он уже на основе полученного вербального опыта распознаёт опасность и, естественно, у него возникает страх как регулятор поведения.

Если ребёнка постоянно «запугивают», это приводит к снижению спонтанности в поведении и уверенности в себе, страхи накапливаются, а ребёнок становится все более напряженным, осторожным, скованным. Осторожничать это нормально и естественно, но плохо, если страх переходит границу осторожности. Детские страхи могут возникнуть тогда, когда родители запугивают ребенка, не объясняя, почему малыш должен быть осторожным. 

К внешним страхам также можно отнести те, которые возникают у чересчур беспокойных родителей. Разговоры о смерти, неудачах, болезнях бессознательно запечатлеваются в психике ребёнка. Дети обладают способностью бессознательно «заряжаться»       эмоциями, как радости, так и страха от других. Они «ощущают» состояние своих родителей. И если мама или папа чего-то боится, то ребенок это чувствует. У тревожной мамы ребенок будет тревожным. Осознавать, что кому-то страшно, он способен лишь с 5 лет.

Что делать, если ребенок боится?

  1. Не смейтесь над ребенком и не называйте его трусом. Этим вы только зафиксируете страх у малыша и повесите «ярлык труса», с которым потом будет непросто справиться. 
  2. Не пытайтесь убедить ребенка в том, что его страх это глупость, поэтому не надо, мол, бояться. Но взрослым надо понимать, что для ребенка все страхи являются реальными в их воображении. 
  3. Не позволяйте ребенку, особенно перед сном, смотреть телевизор или использовать подобные видеоустройства для просмотра фильмов без контроля и присутствия родителей. 
  4. Постарайтесь оградить своих детей от «присутствия» во время семейных конфликтов (ссор, драк).
  5. Не предъявляйте противоречащие требования к ребенку, угрозы, вербальные и физические наказания и т.д. могут быть причиной страхов и тревожности. 
  6. Прочитайте или придумайте сказку о том, чего ребенок боится. Чтение таких сказок вместе с детьми поможет им избавиться от тревог и страхов. 

Если ваш ребенок боится, обращайтесь в Социально-психологический Центр. Детский психолог поможет вашему ребенку справиться со страхами, а родители получат необходимые рекомендации по преодолению страхов у ваших детей.

Желающие получить помощь, могут записаться по тел. 2-94-21,  2-14-94                                                      

Цибизова Ольга                                                 

     психолог

Социально-психологического Центр

(опубликована в газете «Голос Украины)

Категорія: Діти | Додав: spcenter (19.10.2012)
Переглядів: 8471 | Коментарі: 13 | Рейтинг: 5.0/1
Всього коментарів: 1
0
1 ArthurLaK   [Матеріал]
vbvccshop https://validccseller.be

Ім`я *:
Email *:
Усі смайли
Код *:
Соцiально-психологiчний центр © 2020 Використовуються технології uCoz
Використовуються технології uCoz