Інформація
Пам'ятка бійцю

Меню

Пошук

Вітаю Вас, Гость · RSS 21.09.2020, 03:00

Головна» Публікації » Как реагировать на капризы больного ребенка? (советы родителям)

Как реагировать на капризы больного ребенка? (советы родителям)

Малыш раскапризничался. У него поднялась температура, покраснело горло, течет из носа, сыпь. И сразу наваливаются тревоги и заботы, портится настроение, опускаются руки. «Уж лучше бы заболела я!» Вероятно, каждой маме знакома эта фраза, брошенная в отчаянии.

В период болезни крохи (неважно какого возраста!) родители практически всегда сталкиваются с вопросом: «Как реагировать на капризы?». Это связано с тем, что болезнь зачастую делает ребенка капризным, и эти его прихоти, причуды оборачиваются тиранией по отношению к родителям.

С одной стороны, понятно, что если ребенок болен, то он нуждается в большем внимании, ласке и заботе. Маме надо быть всегда поблизости, и не только потому, что это нужно с медицинской точки зрения, но и потому, что его искренне жаль. Вы рядом, потому что сочувствуете ему и хотите хоть как-то облегчить его боль, мучения и страдания. Откуда только берутся силы и терпение?! Вы не ленитесь часто поить и переодевать его, если он вспотел. Вы с готовностью делаете другой напиток или еду, если он демонстрирует свое недовольство. Вы покупаете ему новые игрушки, чтобы лишний раз порадовать. Вы беспрестанно и заботливо справляетесь о его самочувствии.

         Однако, с другой стороны, дети очень быстро привыкают к такому обращению. Они весьма скоро уясняют, как получать удовольствие от болезни и вызывать к себе сочувствие. В результате их способность к самостоятельному решению собственных проблем не развивается, как мускул, которым не пользуются. К счастью, более 90% детских болезней относятся к разряду тех, когда уже через два дня ребенок идет на поправку. И как только родители перестают волноваться, они перестают потакать его непомерным требованиям. После незначительных конфликтов в следующие пару дней взаимоотношения снова входят в привычное русло.

         Но если болезнь затянулась или есть опасность того, что она повторится, и родители чрезмерно беспокоятся, то эта обстановка повышенного внимания к ребенку может отрицательно сказаться на его характере. («Що занадто, то не здраво»). Впитывая тревогу окружающих, дети склонны становиться более настойчивыми в своих требованиях, и ведут себя как избалованные актеры.

Как же этого избежать?

Со стороны родителей разумнее относиться к больному ребенку так же как обычно. Держите себя в руках, ни словом, ни взглядом не выдавая ребенку своего волнения. Как можно меньше говорите о болезни, лечении, процедурах. Не вздыхайте и жалуйтесь устало: «Как мне все это надоело! Да когда же это кончится?». Такой реакцией, сами того не желая, Вы «запускаете» у ребенка механизм комплекса вины и вводите его в состояние психологического долга, что отнюдь не способствует укреплению здоровья.

         Если ребенку в течение длительного времени предписан постельный режим, не стоит акцентировать его внимание на том, что он тяжелобольной. И хотя дети по-разному переносят постельный режим, все же большинство вполне могут приспособиться к нему, не ощущая подавленности и тоски. Они могут даже за время болезни развить в себе способы превозмогать боль и страдание. Все зависит от того, как мы, взрослые, устроим их быт.

Главное, не давайте им втягиваться в это, иначе потом, когда придет время вставать, могут быть сложности. Ребенок может стать излишне осторожным. Он может боязливо прислушиваться к боли или даже «выдумывать» ее. Напоминайте ему почаще, что скоро он будет здоров. Стройте планы, вместе мечтайте о том времени,  когда он избавится от ограничений, которые накладывает болезнь, и сможет делать все, что хочется.

Заходя в комнату к ребенку, смотрите на него с дружелюбным, не обеспокоенным выражением. Спрашивайте, как он себя чувствует, тоном, ожидающим скорее хорошие новости, чем плохие (и по возможности только один раз в день!). Если Вы видите, что ребенок голоден, то приготовьте ему что-нибудь, но не спрашивайте заискивающим тоном, нравится ли ему это. Не кормите его насильно. Не шантажируйте его, приговаривая: «Если ты меня любишь, то съешь хоть немного!» (за исключением тех редких случаев, когда это рекомендует врач).

Если ребенок жалуется на боль, не стоит ему говорить «ничего страшного», «тебе это только кажется», «не выдумывай» и т.п. Лучше отвлеките его внимание дыхательной гимнастикой (вдох и выдох на 4 счета) – прием более эффективен, если ребенок мысленно считает сам. Вы можете лишь «задать тон», приговаривая фразу: «И с каждым вдохом, и с каждым выдохом боль затихает и улетучивается, словно туман». В качестве отвлекающего средства может служить и беседа о пользе и благотворности боли, о неблагополучии и нездоровье. Другими словами делайте все, что угодно, только не делайте вид, что боли нет. Учите ребенка, как к ней следует относиться.

Со временем, когда ребенок начнет выздоравливать, у мамы обязательно должно оставаться свободное время, чтобы заняться собой и отдохнуть. Для ребенка теперь лучше, если мама не прикована к его кровати денно и нощно и притормаживает чрезмерные требования и капризы. Вседозволенность во время болезни не принесет ничего хорошего. Более того, она может даже напугать ребенка. Он может сделать неправильный вывод о том, что если ему вдруг все стало можно, то значит – его дела действительно плохи.

В течение длительной болезни на ребенка или подростка может порой нападать тоска и отчаяние. В такие минуты лучше отбросить прочь все правила, отдать ему все свое внимание. Забудьте на время уборку, готовку, стирку и прочее. Сделайте все, чтобы подбодрить и развеселить его. Выписывая рецепт, врачи не прописывают ЛЮБОВЬ только лишь потому, что дать ее Вашему конкретному ребенку можете только Вы.

И еще. У больного ребенка обязательно должны быть свои радости и сюрпризы. Какая-то заманчивая перспектива (небольшой подарок, книга, приход друзей и т.п.).

Чтобы не одолела скука, ребенку необходимо какое-то занятие. Вы, конечно, сами знаете вкусы и увлечения маленького больного. Задача лишь в том, чтобы у него всегда был   выбор занятий, которые и не наскучат примитивностью, и не отпугнут сложностью. Это могут быть новые снимки семейного фотоальбома, вырезание из бумаги, составление конструктора, мозаики или пазлов, рисование, плетение, шитье, вышивка бисером, модели для сборки, коллекция марок и т.п. Ребенку всегда можно придумать занятие, которое будет его развивать. Следите за тем, чтобы ребенок не смотрел слишком много телевизор.

Для детей до 3-х лет хороши различные пирамидки, не очень сложные кубики для складывания картинок, небольшой строительный набор, наборы деревянных или глиняных фигурок, куклы, шкатулки с мелкими предметами: разноцветными крупными пуговицами, катушками, природным материалом (желуди, ракушки). Перебирать, расставлять, укладывать, нанизывать – хорошо успокаивающее занятие для больного ребенка.

Детям постарше можно давать мозаику, строительные кубики, игру, в которую можно играть одному (загонять шарики в лабиринт, плести корзиночки и т.д.). Очень любят дети разноцветные, различной длины палочки, из которых складывают фигурки. Широко используйте карандаши и бумагу для развития у своего малыша воображения и творческих способностей.

Самым трудным может стать период, когда ребенок уже выздоровел, но еще не совсем вернулся к привычной жизни. Вам следует проявить терпение к тому, что ему все еще требуется особое внимание. В то же время ребенку нужно позволить вести нормальную жизнь, насколько это возможно, ожидая от него разумного поведения по отношению к другим членам семьи и стараясь не проявлять (во всяком случае, внешне) беспокойства.

 

Информационная служба Социально-психологического Центра

(в статье использованы  материалы психолога В. Шебановой) 
Категорія: Діти | Додав: spcenter (16.03.2011)
Переглядів: 673 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Усі смайли
Код *:
Соцiально-психологiчний центр © 2020 Використовуються технології uCoz
Використовуються технології uCoz