Інформація
Пам'ятка бійцю

Меню

Пошук

Вітаю Вас, Гость · RSS 14.08.2020, 12:53

Головна» Публікації » Ни минуты покоя…

Ни минуты покоя…

Ни минуты покоя…

В последнее время увеличилось количество обращений со стороны родителей, воспитателей и учителей, которые все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке.

Маленькие дети в определенном возрасте проявляют повышенную активность. Как правило, это происходит до 7 лет. В основном, ребенок не может усидеть на одном месте, бегает, прыгает, что-то ломает, ему все интересно. Стремление к познанию мира достигает своего апогея в 3 - 4 летнем возрасте, когда словарный запас малыша сильно обогащается. В этом возрасте ребенок постоянно в действии. Такое поведение нормально для маленького ребенка. Большинство детей дошкольного возраста отличаются подвижностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушивать взрослого и выполнять его указания. Совсем другое дело, если речь идет о гиперактивном ребенке.

 Гиперактивный ребенок постоянно активен, импульсивен, его движения могут быть хаотичными. Он постоянно ерзает на стуле, много говорит, часто не доводит до конца начатое дело, забывает о поручениях, ненавидит скучные и длинные задания и не в состоянии их выполнить. Ему трудно быть последовательным и долго удерживать внимание на чем-то одном. Он перебивает собеседников в разговоре, отвечает не дослушав. Он не способен долго контролировать свое поведение и подчинять его правилам.

С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ёрзают, не стоят, а крутятся или залазят куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело и убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеяно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать. Родители жалуются на то, что ребенок не даёт им покоя - он постоянно вмешивается в разговоры взрослых, с ним все время что-то случается, а для того, чтобы добиться послушания, приходиться повышать голос, но замечания и наказания не приносят результатов. Во время коллективных занятий такие дети часто вскакивают с места, перебивают преподавателя, не понимают, чего от них хочет воспитатель или учитель, не могут выполнить задание до конца. Гиперактивный ребёнок получает больше всех замечаний, окриков, «отрицательного внимания»; он мешает другим детям и бывает, что попадает в число «изгоев». Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять своё поведение правилам или уступать другим и, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе.

Гиперактивное поведение начинает проявляться в большинстве случаев после четырёх лет и продолжается до подросткового возраста. Но уже и в раннем детстве такие дети отличаются от своих сверстников. Некоторые люди и в зрелом возрасте продолжают сохранять черты гиперактивности: излишнюю подвижность, суетливость, импульсивность, эмоциональность и болтливость.

Наиболее сложный период в жизни гиперактивных детей связан с поступлением в школу. Несмотря на то, что после семи лет дети становятся более усидчивыми, проблемы продолжаются, и на первый план выступает так называемый «дефицит внимания». Учащимся с гиперактивностью трудно сосредоточить внимание и удержать его на чем-то одном, трудно запоминать и выполнять инструкции учителя, не отвлекаясь на посторонние раздражители.

 В течение нескольких десятилетий в нашей стране и за рубежом проводились биохимические исследования работы мозга таких детей. В результате исследований было выявлено снижение метаболической активности в лобной и средней долях мозга, то есть в тех областях, которые ответственны за контроль поведения.

 Таким образом, не следует обвинять ребёнка в отсутствии желания или волевых усилий - он просто «может, но не хочет!». Необходимо понять, что проблемы, связанные с его обучением и воспитанием, являются результатом изменённой биохимической активности мозговых структур – ребенок «хочет, старается, но не может!». В отечественной медицине детям с недостаточной зрелостью отдельных зон головного мозга ставят диагноз «минимально мозговая дисфункция» (ММД) и связывают её с определенными «сложностями», переживаемыми плодом во время беременности матери и родов. Дети с ММД оказываются менее стрессоустойчивыми, у них снижена умственная работоспособность, наблюдается моторная неловкость, повышенная утомляемость, излишняя чувствительность; у мальчиков может наблюдаться гиперактивность, агрессивность, упрямство. Наблюдения ученых показали, что ММД чаще сопровождается снижением внимания и умственной работоспособности и только для некоторых детей характерна гиперактивность. Однако гиперактивные дети всегда страдают дефицитом внимания. В последнее время специалисты в таких случаях ставят диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ).

Как помочь гиперактивному ребенку овладеть собственным поведением, и при этом не растерять свою инициативность, любознательность, творческий подход к делу, укрепить его уверенность в себе?

 Во-первых, необходимо понять, что гиперактивный ребёнок не «вредный» и не «плохой», просто ему труднее, чем другим детям сдерживать свою двигательную активность.  Важно выработать стиль воспитания учитывающий особенности ребёнка: не «замечать» мелкие шалости, сдерживать раздражение, не кричать, поощрять желаемое поведение, при необходимости применять позитивный физический контакт: взять за руку, погладить по голове, прижать к себе и пр.

 Во-вторых, стоит проконсультироваться у невролога для постановки точного диагноза и оказания, в случае необходимости, медицинской поддержки. В-третьих, предоставить ребенку возможность спокойно и последовательно осваивать навык внимательной работы, умение сдерживать свои импульсивные желания и реакции, осваивать навыки уверенного и доброжелательного общения.

Чтобы помощь гиперактивным детям была эффективной, лучше браться за нее «всем миром». Это значит, что каждый специалист, работающий с ребенком, может внести свой вклад. Так, невропатолог назначит медикаментозную поддержку, воспитатели и учителя могут позаботиться о том, чтобы адаптировать предъявляемые требования под возможности ребенка, применять эффективные методы в поощрении и пресечении каких-либо поведенческих проявлений. Но помимо вышеперечисленного у ребенка необходимо тренировать навыки управления своим вниманием и поведением, развивать коммуникативные навыки. Именно в этом лучше всего вам смогут помочь психологи. Специалистами Социально-психологического Центра разработана комплексная программа «Гиперактивный ребенок», направленная на оказание помощи гиперактивным детям и их родителям.   

Желающие получить помощь, могут записаться по тел. 2-94-21,  2-14-94.

 

 

 

Ольга Цибизова,

 психолог Социально-психологического Центра 

Категорія: Діти | Додав: spcenter (23.02.2012)
Переглядів: 1236 | Рейтинг: 5.0/1
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Усі смайли
Код *:
Соцiально-психологiчний центр © 2020 Використовуються технології uCoz
Використовуються технології uCoz