Інформація
Пам'ятка бійцю

Меню

Пошук

Вітаю Вас, Гость · RSS 21.09.2020, 02:16

Головна» Публікації » «Трудные» дети…

«Трудные» дети…

Что такое «трудные» дети? Ребенок считается трудным в тех случаях, когда он слишком вял или слишком непоседлив, труслив или драчлив. И причины этого могут быть различные: последствия перенесенных заболеваний центральной нервной системы, неблагополучие в семье (пьянство родителей, безнадзорность).

Однако под термином «трудные» в медицинской и педагогической литературе обычно подразумевается особая группа детей – детей крайне трудных из-за своей безудержности; детей, которые не подчиняются режиму и дисциплине, очень подвижные, озорные, шумные, драчливые; детей, которые представляют особые трудности для воспитания.

Одно время было принято считать, что нет «трудных» детей, а есть «трудные» родители или воспитатели, т.е. причина «трудности» детей заключается лишь в неправильном воспитании. Однако детальное обследование этих детей показывает, что ошибки в воспитании усугубляют лишь врожденные и приобретенные в раннем детстве особенности характера. В одних и тех же семьях и детских коллективах при одних и тех же методах воспитания «трудными» детьми бывают лишь единицы. Особенности поведения этих детей зависят в первую очередь оттого, что у них недоразвит процесс торможения. Причиной такого недоразвития является обычно какой-либо инфекционный процесс, интоксикация или ушиб головы, ослабивший кору головного мозга в раннем детстве или даже во внутриутробном периоде: очень часто – асфиксия во время родов, вызывающая кислородное голодание мозга. Безудержным и трудным ребенок становится в том случае, когда нарушения в коре головного мозга относительно невелики и сказываются лишь на процессе коркового торможения, не задевая более прочного процесса возбуждения и поэтому, не нарушая умственной полноценности ребенка.

В педагогической литературе встречается мнение, что «трудными» детьми становятся в подростковом возрасте. И объясняется это особенностями переходного периода. Однако исследования свидетельствуют о том, что почти каждый «трудный» подросток был уже «трудным» и в раннем дошкольном возрасте, но эти его особенности тогда меньше мешали окружающим и поэтому не обращали на себя должного внимания.

Между тем, именно в раннем возрасте и надо было воспитывать у ребенка торможение. Хотя в большинстве случаев указанные особенности проявляются у ребенка уже в раннем возрасте и отчетливо выявляются задолго до его поступления в школу, к сожалению, большинство родителей обращаются за помощью, когда ребенок достигает школьного возраста. Происходит это потому, что не только родители, но и даже педагоги считают, что у маленьких детей эти проявления естественны и с возрастом пройдут. И лишь тогда, когда такие дети приходят в школу и мешают нормальному проведению уроков, их направляют к специалистам. Естественно, что столь позднее обращение  резко осложняет и замедляет исправления поведения таких детей.

Своевременно начатые, продуманные и настойчиво проводимые мероприятия имеют в таких случаях огромное значение. Казалось бы, в поведении этих детей нет ничего ненормального. Они делают то, что хотелось бы делать и другим детям, но в отличие от них, «трудные», безудержные дети не перед чем не останавливаются, для них почти нет правил, нет запрета, они не признают никаких авторитетов.

Если не принять своевременных мер, не приучить ребенка обуздать свои желания, согласовывать их с реальными возможностями и интересами окружающих, из него может вырасти тяжелый психопат, а при определенных условиях – и правонарушитель.

Среди подростков и юношей, привлекаемых к уголовной ответственности за различного рода преступления (хулиганство, насилия, грабежи и т.д.), основную массу составляют именно эти ранее «трудные», безудержные дети. Многие считают, что «трудные» дети неисправимы. Это неверно. Исправить их нелегко. Сил и времени на это надо затратить много, но своевременно сделать это можно и нужно.

Изучая особенности характера «трудных» детей, специалисты обратили внимание на две его отличительные черты, которыми и решили воспользоваться при разработке методов подхода к таким детям.

           Первое – это то, что дети, попадая в новую, непривычную для них обстановку с обилием свежих впечатлений, некоторое время ведут себя упорядоченно. Но, когда острота новых впечатлений притуплялась, возвращались к своему обычному поведению.

Таким образом, безудержным детям для упорядочения их поведения надо предоставить как можно больше ярких впечатлений, разнообразить приемы их обучения, давать им как можно больше поручений, выполнение, которых требует активности, находчивости, смелости.  Нередко бывает, что если такого трудного ребенка назначить, например, старостой  в группе или ответственным дежурным, его поведение меняется: из недисциплинированного и озорного он превращается в активного защитника порядка.

         Вторая отличительная черта характера этих детей, обращающая на себя внимание, заключается в том, что, хотя на первый взгляд, кажется, будто дети делают все. Что им заблагорассудится, при внимательном наблюдении обнаруживается, что они никогда не совершают тех поступков, которые приведут их самих к серьезным неприятностям. Они не суют руку в раскаленную печку.  Не бьют посторонних людей на улице, не выпрыгивают из окон высоких этажей, иначе говоря, там, где имеется существенная опасность, у них включается торможение.

           Поэтому необходимо очень медленно и постепенно тренировать у таких детей тормозной процесс. Для этого нужно опираться на поведение детей в тех случаях, когда торможение уже выработано, и лишь очень медленно и постепенно расширять круг поступков, способствующих развитию процесса торможения.

         Тут, как  показал опыт, необходимо соблюдать два условия: первое – запрещать ребенку и ограничивать его действия как можно меньше, и второе – то, что запрещено, должно быть запрещено категорически, неукоснительно.

              Прежде чем что-либо потребовать от ребенка или что-либо запретить, взрослые должны подумать: выполнит ли он их приказание, а если может не выполнить, то имеют ли они желание в данной обстановке заставить его подчиниться. Пример: Ребенок скачет по комнате верхом на стуле. Вам это очень не нравится, и вы требуете: «Перестань прыгать!». Если вы не уверены в послушании ребенка или у вас нет возможности заставить его подчиниться, лучше не прибегайте к запрету или выразите его в виде совета, предоставив ребенку самому принять соответствующее решение: «Ты уже давно скачешь.  Не пора ли дать «скакуну» отдохнуть, поставь его в стойло, пускай отдохнет? »

           Бесконечные нравоучения и сетования: «Какой ты плохой!» только вредят перевоспитанию «трудных» детей.  Это лишь раздражает и злит ребенка, вызывает у него желание сделать что-либо наперекор. Властно, без лишних разговоров, пресеките нетерпимый в коллективе поступок ребенка, но поддержите его активность в любом полезном деле.


Елена Павленко,
психолог.
(Статья подготовлена на основе материалов психотерапевта Файнберга С.Г.)

 

Категорія: Підлітки, молодь | Додав: spcenter (17.03.2011)
Переглядів: 1115 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Усі смайли
Код *:
Соцiально-психологiчний центр © 2020 Використовуються технології uCoz
Використовуються технології uCoz